Как воспитывать школьника?

Прикрепленный файлРазмер
family-together.jpg58.58 КБ

Чем старше становится ваш ребенок, тем с ним сложнее. Не знаю, слышали ли вы от своей мамы эту фразу, но я, будучи школьницей, чем старше становилась, тем чаще слышала: «Вот был же ребенок как ребенок, а сейчас!!!». Наблюдая рост своих детей, я иногда хочу сказать то же самое. Но что все это значит? Подумав немного, я поняла, что это означает. Это означает, что мы не успеваем за ростом своих детей.

Дети банально растут. Они становятся отдельными от нас личностями, имеют свое мнение и весьма часто развиваются совсем не в том направлении, которое мы ожидали. Они перестают быть удобными и это раздражает. Ведь мы-то думали, что они всегда будут послушными милашками.

Ожидания и реальность

Это основная проблема в отношениях между родителями и школьниками. Реальность не совпадает с нашими ожиданиями, а мы все стараемся повернуть ее в нужную нам сторону и злимся, когда не выходит. Вспоминая малыша лет 4-х, увлекавшегося динозаврами, любившего буквы и цифры, вы не видите в десятилетнем человеке того ребенка и не понимаете, куда все делось? А он просто вырос.

Оставить в покое?

Казалось бы, наилучшим выходом будет – оставить своего ребенка в покое, и дать ему возможность развиваться так, как он хочет. Правильно же? Школьники уже такие большие, такие самостоятельные! Но есть одна проблема, и она большая. Если отпустить его слишком рано, не показывая путь, а, по сути, не давая возможности выбрать разные хорошие пути вместо каких попало, то в итоге нам совсем не понравится, что из ребенка вырастет.

Несмотря на то, что школьники считают себя очень большими и думают, что знают все лучше нас, они все еще обладают малым жизненным опытом и легко поддаются соблазнам этого мира. Если у ребенка будет выбор – добиваться успехов или расслабиться и делать что хочется – он скорее всего выберет безделье, компьютер и гулянки. Потому что это просто, а силы воли у большинства детей мало (кроме редких экземпляров, которые растут вопреки всему). А потом еще, когда вырастет и не найдет себе места в жизни, обвинит вас, что вы его не заставляли и не занимались. Спойлер: как бы вы ни занимались с ребенком, вы практически всегда будете виноваты во всем. Поэтому просто примите это как данность. Лучше быть несправедливо обвиненной но знать, что вы делали все, что могли.

Внешняя мотивация

Даже очень высоко мотивированный на достижение успеха ребенок (каким была я, например: девочка, которая до переходного возраста училась сама, без подстегиваний и все время искала возможность проявить себя) нуждается в контроле, мотивации и поддержке. Я уже молчу о детях, не обладающих внутренней мотивацией и амбициями. Им как воздух необходимо, чтобы их направляли. Объясняли важность учебы, учились вместе с ними. Ставили цели. Следили, чтобы ребенок был мотивирован. Показывали верные дороги - ведь вариантов на самом деле много, а не два (такой, как вы хотите, и неправильный).

Для своего сына, как только он пошел в 1 класс, я создала доску целей и плакат с его достижениями. Когда он добивается какого-то прогресса, он получает значок, «ачивку» (это сленг из компьютерных игр, который близок многим детям). Каждая ачивка – это какая-то награда. И вдобавок, когда он видит, чего добился за год, он испытывает положительные эмоции. Если вам интересно, ]]>прочитайте о геймификации]]> - игровом способе мотивировать детей на хорошие дела и достижения.

Общение

Семейное время
Самое главное, что я могу посоветовать мамам школьников: не переставайте общаться. Периодически, конечно, все мы устаем от того, что школьникам интересно то, что неинтересно нам. И то же самое ощущают они: им неинтересно то, что интересно нам. Но когда мы перестаем общаться на нормальные темы, отличающиеся от вопросов учебы, гигиены, питания и порядка в комнате, мы теряем связь. Я думаю, раз уж ваш ребенок выполняет поставленные вами задачи, то и вы должны проявить интерес к тому, что он любит делать в свободное время. Хочет он с вами обсудить игры, или своих друзей, или спортивные команды, или музыку, или свои хобби – наливайте себе чаю, садитесь и послушайте хотя бы минут 15. Постарайтесь понять, почему ему это интересно – так вы начнете лучше понимать свое подрастающее поколение.

Очень важно нам, родителям, оставаться молодыми душой максимально долго. Не вставать в позу многоопытного родителя. Когда мы молоды, мы открыты для нового. Когда мы стареем и закостеневаем, наша гордость, высокомерие и снобизм мешают нам понять нужды детей.

Тонкие грани

Есть тонкая грань между демократией и полным отсутствием влияния на ребенка. Между помощью в постановке и достижении целей и подавлении личности и желаний ребенка. Между родительской волей и самодурством. Это, возможно, самое сложное – соблюдать баланс. Мы отвечаем за детей до момента, пока они не закончат школу и не поступят в учебное заведение по их профилю. После этого они должны стать максимально самостоятельными. Но до этого наши задачи: воспитываться, заботиться, задавать цели, поддерживать и мотивировать. И при этом стараться не ковать из ребенка то, что хотели бы получить мы, но увидеть его личные таланты, стремления и склонности.

Поделитесь с друзьями!