Как помогать первокласснику?

Существует много мнений о том, помогать ли школьникам, как помогать, в каких объемах и пределах. В этом материале я поделюсь своими наблюдениями и мнением, как помогать первокласснику учиться.

Как-то прочитала мнение одного психолога, мол, школа - полностью зона ответственности ученика. Если он что-то забыл взять с собой, не выучил, не понял, получил два - то это его проблема. Таким образом предполагается с первого класса воспитывать ответственность и самостоятельность. Я с этим мнением совершенно не согласна.

Есть и противоположная линия поведения - полный и тотальный контроль, стремление к совершенству со стороны родителей. Что выражается как в маниакальном стремлении к чистоте и порядку, так и в переписывании одного и того же задания по 5 раз в черновике, пока не станет идеально.

Истина посередине, конечно же. И я уверена, что самое главное для родителей первоклассников - проявить терпение.

Собираем вещи

Да, с началом учебы, ваш ребенок однозначно становится самостоятельнее. Как минимум потому, что несколько часов в день вы его не видите и не знаете, что происходит в школе. Особенно это интересный опыт для мам, которые не отдавали детей в садик, и раньше дети все время были при них. Я заметила, что спустя какое-то время мой сын стал демонстрировать новые навыки. Но в то же время, это не значит, что он резко стал все делать сам и стал независимым. Все происходит постепенно. Помощь в сборе портфеля в школу сначала требуется максимальная (мама собирает все сама и показывает, как надо), а спустя какое-то время достаточно сказать: "Посмотри, пожалуйста, расписание, и собери все на завтра". Потом просто заглянуть в рюкзак для контроля и попросить добавить то, что осталось.

Немного контроля в сборе рюкзака - залог того, что ребенок не останется без карандаша и ручки.
Важно: повесьте расписание уроков на стене перед школьником, чтобы он всегда был в курсе, что будет завтра.

Домашние задания

Кажется, это самая сложная тема в помощи. Я на своем опыте убеждаюсь, что желательно сразу же объяснить, что вам важны успехи ребенка в школе. Что у вас есть определенные требования и стандарты, и вы не позволите делать работу "на авось", лишь бы родители отстали. Кто не трудится - не получает награду (компьютер, мультики или сладкое - что вашему чаду дороже всего). Вместе с тем, вы как родитель, должны чувствовать своего ребенка и не давить на него больше, чем он может выдержать, не требовать идеального почерка в первые же месяцы обучения или быстрой скорости чтения, моментального счета. У каждого ребенка есть свои таланты в разных школьных предметах, и что-то у него будет получаться хорошо сразу, что-то не очень. На школьников и так постоянно оказывается давление, ведь программа не стоит на месте, и он должен успевать. Поэтому, когда он делает домашнее задание, установите реальную планку. Думать об идеале можно, но насиловать, пытаясь добиться от ребенка идеала, - это плохо. Вы должны видеть и чувствовать сами, старается он или нет.

Мой первоклассник делал домашние задания сразу в чистовик, поскольку мне кажется, что двойная работа не приносит лучшего результата прямо сейчас. Неопытная рука устает и начинает писать хуже, а мозги путаются и делают глупые ошибки. Гораздо лучшие результаты в письме или математике, например, дают дополнительные занятия на черновиках или специальных пособиях. Понемногу, но регулярно.

Сидеть или не сидеть над душой

Делать ли все задания строго вместе или отдать все на откуп школьнику? Я пробовала оба варианта. Если делать абсолютно все вместе, под вашим тотальным контролем, то незаметно для себя вы можете начать нервничать, ведь все получается не так, как вы хотели, и давить. Если все поручить первокласснику, то результат может вам совсем не понравиться. Выход такой: то, с чем ребенок гарантированно справляется, пусть делает сам. Предметы, с которыми есть сложности, стоит изучать и подтягивать вместе. Но! Если у вас нет терпения, если вы не ощущаете себя педагогом, не можете объяснять тему спокойно - лучше найдите того, кто может.

Подтягивание знаний

То, что недодали в школе, нельзя оставлять просто так, начиная уже с первого класса. Я поняла, например, что занятий по каллиграфическому письму для моего ребенка было недостаточно, и мы продолжаем обводить и красиво писать буквы и слова уже дома, по образцу. Многие дети к концу 1 класса еще не научились писать красиво, а позже им уже никто этого не показывает, только ругает за почерк. Между тем, во время летних каникул вполне можно писать через день и неплохо подтянуть навыки письма!

После перехода от письма к русскому языку я увидела, что темы меняются очень быстро, и дети не успевают их переварить. Поэтому даже если вам не задают домашних заданий, делайте их сами: проверку безударных гласных, парных согласных, словарные слова. Учите орфограммы и правила - это пригодится.

Психологическая помощь

Лучшая помощь - это доверительная беседа. Помимо получения знаний, в школе еще происходит бурная социальная жизнь. Дети дружат, враждуют, ссорятся и мирятся, объединяются в группы. Вам желательно знать обо всем этом и иметь хороший добрый совет для школьника, что ему делать в сложной ситуации. Я также советую иметь хорошие отношения с первой учительницей и по возможности участвовать в школьной жизни. Ходить на собрания, помогать в организации мероприятий. Воспринимайте это как ваш благотворительный вклад в жизнь класса, и, чего скрывать, если вы проявляете себя активно, это хорошо скажется на отношении учителей к вашему ученику.

Если честно, то я даже не знаю, кому в первый школьный год труднее, ученикам или их мамам. Я с радостью жду каждых каникул, ведь наконец можно выспаться и расслабиться, снизив свою планку :)

Читайте также:

Как полюбить читать и писать дошкольнику?
Как научить первоклассника писать красиво
Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно

Поделитесь с друзьями!