Геймификация дома или «Дофаминозаместительная терапия»

Прикрепленный файлРазмер
jedy-way.jpg341.38 КБ

Если заголовок вам ни о чем не говорит, то в этой статье будет идти речь о том, как избавить ребенка от игровой зависимости: при помощи психологии и игр. Статья появилась по мотивам обсуждения материала "]]>Вся правда о компьютерной зависимости детей]]>"

Компьютерные игры вызывают зависимость, во многом, потому что разработчики игр знают, как работает человеческий мозг и на полную катушку используют его уязвимые места. Я не буду повторяться о симптомах зависимости (о них прочтите по ссылке выше). А чтобы понять, как работает зависимость от онлайн-игры, стоит прочитать статью: «]]>Дофамин, нейробиология и нейромаркетинг: почему мы принимаем желание за счастье]]>». Это фрагмент книги Келли Макгонигал. Сила воли. Как развить и укрепить. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

Читайте по теме:

Геймификация учебного процесса
Простой способ внести игру в обучение школьников

Здесь я хочу предложить вариант решения проблемы детской зависимости от онлайн-игр. Он подойдет детям от 5 до 12-13 лет, но с подростками может уже не сработать (они могут не отнестись к этому серьезно). Если вы уже пробовали искать решения и читали статьи, то вероятнее всего, знаете самые популярные ответы на вопрос «Что делать, если у ребенка компьютерная зависимость». Эти ответы таковы:

1. Ограничить пребывание за компьютером, в идеале вовсе отказаться от игр.
2. Найти ребенку другое увлечение
3. Найти с ним общий язык и больше времени проводить вместе.

Эти советы, хотя и правильные, не учитывают дофаминового фактора, о котором подробно рассказывается в статье по ссылке выше. Если вы забираете у ребенка его компьютерный источник дофамина, вам нужно дать ему что-то взамен. Этот метод можно назвать «Дофаминозаместительная терапия» и он основывается на механике, которую использовали разработчики игр, чтобы затянуть людей в игру. А мы попробуем эти же методы использовать в реальной жизни. Только подвиги и достижения будут не виртуальные, и награда за них – тоже вполне реальная.

Прежде чем я в подробностях опишу идею, считаю важным написать о психологии и об отношениях. Потому что без этого ничего не выйдет. А ниже будет описание метода.
С чего начать избавление ребенка от игровой зависимости?

Шаг 1. Начните с принятия ситуации

Сейчас расшифрую. Посмотрите на своего ребенка, увлеченно играющего в компьютер. Вот он сидит и играет, ничего больше не хочет, никого не любит, ни-че-го. Что вы чувствуете? Вы вполне возможно ощущаете злость на него. И на себя тоже. Ваш ребенок сейчас всем своим видом показывает ваш родительский провал. Знакомое чувство? Я это чувство называю «педагогическое фиаско» и меня оно периодически посещает. Попробуйте для начала просто принять и пережить эту ситуацию, погрустить тоже можно. Да, ваш ребенок и вы неидеальны, и психологи с педагогами вас бы уже давно отшлепали тапками. Но что теперь нам делать? Верный ответ: позлиться, потом погрустить, принять и осознать реальную ситуацию, а затем все-таки попытаться исправить ошибки.

Шаг 2. Найдите в ребенке другие стороны

Вы смотрели мультфильм «Головоломка» (компания Pixar, 2015 год)? Если нет, то советую настоятельнейше! Этот мультик, даже практикующие психологи подтвердят, отлично показывает, что творится в голове. Среди прочего, там есть «островки личности» - разные качества и увлечения, составляющие неповторимую личность. Найдите такие у своего ребенка. Если не видите ничего прямо сейчас, копните чуть глубже, раньше, до зависимости. Эти островки помогут вам: именно они способны вытянуть ребенка из одного разросшегося «острова игромании». Когда вы придумываете какие-то занятия, задействующие другие увлечения, вы показываете, что знаете своего ребенка.

Это может быть что угодно. В незапущенных случаях увлечения и умения все еще проявляются, просто их оттеснил компьютер. В запущенных придется снова вспоминать. Но ваша память и наблюдательность должны подсказать, какие островки еще есть в вашем ребенке. Активизируйте их, придумайте что-то необычное, выйдите за рамки привычного распорядка, и возможно, это сработает. Например, пойти на выставку, на концерт, в поход, на раскопки динозавров. Это может быть вовсе безумная идея, что-то чего вы никогда не делали. Или напротив, давно забытая семейная традиция, которую можно возродить. Чадо может сопротивляться и брыкаться поначалу, но немного родительской настойчивости – это лучше, чем сложить руки и вообще ничего не делать.

Важное примечание: вы можете не ощущать в себе силы и способности провернуть все вышеописанное. Иногда это случается со всеми родителями. Не депрессия вроде, но ужасная усталость, апатия, отсутствие желания и сил. В этом случае, прежде чем «лечить» ребенка, начните с себя. Когда нет сил радоваться жизни у мамы, ребенок ищет другие источники позитивных эмоций, самые простые – у компьютера.

Шаг 3. Проявите интерес

Если не можете победить, возглавьте. Я знаю, может звучать странно, но что если вам самой попробовать присмотреться, во что ребенок играет и даже сыграть? Этот ход может сработать. Если вы уверены, что не увязнете тоже и будете относиться к игре как исследователь, то возможно, построите мостик общения со своим ребенком. Компьютерная зависимость часто разрушает этот мостик. Человек хочет поговорить с вами о том, что ему интересно, а вы не понимаете, о чем он и не желаете слушать ничего об играх. Проявив интерес, вы сблизитесь и сможете понять, что именно так цепляет вашего зависимого. Как минимум, вам будет о чем поговорить в этот день, а после этого, когда у вас будет информация, вы сможете перейти к шагу 4.

Шаг 4. Свяжите с реальностью

Если вашего игрока интересуют уровни, достижения, баллы – значит, ему не хватает признания и позитивной оценки его дел. Тогда вам в помощь – геймификация, оффлайн-игра, о которой я подробно напишу далее.

Если ребенок интересуется необычными мирами, или техникой, космосом и т.п. – изучите другие материалы на эту тему. Смотрите фильмы, читайте книги, подыскивайте интересные факты, картинки, игрушки, выставки и все, что угодно из другой, неигровой среды. Например, это может быть мир эльфов и орков, или пони, или танков. Интерес к таким мирам можно повернуть в продуктивное русло, найдя пищу для детского ума из реального мира или мира литературы.

Что на этом этапе важно? Не отрицать, но принимать увлечения, какими бы они ни были. Вот вам пример. Предположим, есть мальчик, который любит игры про зомби и чудищ. Что вам делать? Нет, не падать в обморок. И не к психиатру бежать. Я посоветую искать информацию. Да, про зомби и чудищ. Кто их выдумал, какова легенда игры. Практически у каждого компьютерного творения есть первоисточник: документалистика, художественная литература, история. И множество занимательных фактов. Например, вы знаете, что концепцию зомби ученые брали за основу исследований, подсчитывающих, как быстро может распространяться какой-нибудь вирус и какие действия будут эффективны для того, чтобы предотвратить его распространение?

Возможно, ребенок интересуется эффектами, визуальным рядом. А что если у вас растет будущий гример или создатель спецэффектов, или гейм-дизайнер? В общем, если покопаться, то в любой игре можно найти что-то интересное, вытянуть эту «ниточку» наружу и при помощи нее перетащить ребенка в реальность. Показать ему больше, чем он знал, просто играя в игру.

Но для всего этого важна ваша заинтересованность. И любовь конечно же. На злости, раздражении, чувстве вины этот двигатель не заработает. Вы не можете просто запретить играть и надеяться, что ребенок исправится сам собой. Сказать «стань нормальным» и чтобы все стало как раньше. Став его сообщницей, поняв, в чем он нуждается, что ему нравится, вы добьетесь большего.

А теперь – сама методика.

Геймификация дома или «Дофаминозаместительная терапия»

для детей, которые слишком увлечены компьютером. Помимо этого, геймификация помогает отмечать достижения ребенка и поощряет его.

Чтобы понять, как это работает, прочитайте еще одну статью: «Игры для взрослых, или Почему компании хотят, чтобы вы оставались детьми» (]]>http://www.e-xecutive.ru/education/proeducation/1914067/]]>). Она о том, как работодатели используют игровой компонент, или геймификацию, в офисах, чтобы стимулировать производительность сотрудников. Эту же методику можно применить и дома. И если разработчики игр и топ-менеджеры используют особенности человеческого мозга лишь себе во благо, то мы, родители, можем повернуть знания психологии на благо своей семьи.

Что нам нужно сделать? Во-первых, понять механику игр и почему они затягивают. Во всех популярных играх есть:
1. Уровни
2. Возможность «прокачки» персонажа, то есть повышения его навыков
3. Награды, которые могут быть как случайными, так и запланированными, при повышении уровня или навыков.

Судя по имеющейся информации, случайные награды – вещь не очень полезная, поскольку не зависят от умений и таланта игрока. Поэтому я предполагаю, что в домашнюю программу их закладывать не стоит специально. Хотя на самом деле мы, родители, и так часто балуем детей чем-то спонтанно, незапланированно.

Во-вторых, продумать свою домашнюю игру, которая будет полностью «оффлайновой», то есть не зависящей от компьютерных технологий. Желательно каждой семье продумать свою игру, не пользуясь шаблонами, но чтобы у вас было представление о том, с чего начать, предлагаю вот такой вариант.

Если у вас в наличии есть школьник, то представьте его школьный год в виде уровней.
С сентября по май, например. Поскольку у школьников полжизни завязано на школьный распорядок, эту систему удобно применять дома. Хотя на самом деле, можно начать с любого месяца, просто назначить один из месяцев финальным, то есть моментом, где игрока будет ждать большой куш за пройденную игру.

Придумайте необычные звания или ранги для каждого уровня. Например, юнлинг, падаван, джедай, магистр (из «Звездных войн»). Или воинские звания. Названия званий зависят от увлечений вашего ребенка и здесь в первую очередь вам нужно проявить фантазию. Возможно, вам нужно просто посмотреть на любимую игру ребенка и скопировать оттуда звания, атрибутику и механику как можно точнее. Фактор фанатизма тут играет свою роль: дети часто хотят одежду и аксессуары, игрушки как из мультиков. Фанаты компьютерных игр тоже любят показать свою принадлежность символикой этих игр.

В играх переход с уровня на уровень обычно происходит не по прошествии какого-то времени, а после того, как набрано какое-то количество баллов. Возьмем эту стратегию на вооружение. Если ваш юнлинг 2 уровня хочет стать падаваном 1 уровня , то у него есть на это 1 месяц, за который надо набрать 140 баллов . Не хватает баллов? Остаешься в том же ранге или прояви к концу месяца особую настойчивость в выполнении заданий, чтобы получить больше баллов.

После системы уровней и рангов, прорабатываете систему дел и достижений, за которые вы будете начислять баллы и выдавать награды (например, уникальные значки, медали, знаки отличия). Это должно быть несколько групп, таких как школьные успехи, домашние дела, увлечения и хобби, успехи в спорте, вежливости. Психологи рекомендуют выделить 5 самых важных качеств или областей и сосредоточиться на них. Это нелегкая задача, но и гейм-дизайнеры не делают успешных игр за один вечер. Проработка концепции всей игры потребует времени. Добавьте сюда еще и бонусы за неожиданные достижения вашего ребенка – то, чего вы от него вовсе не ожидали, но он проявил себя. И конечно, задача отвыкания от онлайн-игры потребует мощного стимула: начисления призовых очков за сдержанность. Например, продержался без компьютерной игры сколько-то дней – получи двойные баллы.

Помимо рутинных дел, можно периодически создавать и всей семьей проходить квесты – игры, где вы вместе должны будете выполнить серию взаимосвязанных задач, чтобы разрешить загадку или найти клад. Прохождение квеста увлекает, а в конце, конечно же, положен приз.

Вся эта игра должна быть тщательно визуализирована. Понадобится большой лист плотной бумаги, не менее формата А3, куда будут наклеиваться звездочки, записываться баллы, показываться продвижение по уровням, текущее звание, имеющиеся награды, время следующего этапа. Визуализация – важнейший элемент, доска должна регулярно обновляться.

Вот как это может выглядеть:
Игровые технологии в воспитании детей

]]>Скачайте образец игрового поля]]>, шаблон, на который можно ориентироваться. Это пример, на базе которого вы можете придумать свою уникальную игру.

Что же в конце? Когда ваш игрок получает последнее звание, вы награждаете его не только званием и поощрительной наклейкой, но и чем-то более весомым: например, долгожданной поездкой или покупкой.

Почему это должно сработать? Потому что важно не запретить компьютер, а создать вовлеченность в реальную жизнь. И вы делаете это, задействуя стремление добиться большего, победить, получить ваше одобрение и в итоге - большой приз.

Внедрение игровых технологий в реальную жизнь, конечно, не средство от всех проблем, но вполне возможно, что вашему школьнику именно этого и не хватало и он искал этого в онлайн-игре: зримых доказательств своей успешности, того, что он умный, способный. Создание игры заставляет и родителей предпринять решительные шаги и задуматься о сильных и слабых сторонах своего ребенка, о том, как через его интересы помочь ему добиться большего, отвлечься от компьютера и увидеть потенциал в реальном мире. И что немаловажно, это не стоит в процессе внедрения технологии практически никаких денег, разве что на значки и канцтовары.

Почитайте еще о геймификации в бизнесе, чтобы узнать больше и понять, что раз это срабатывает даже со взрослыми, то и с детьми должно сработать:

]]>http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/1921629/]]>

Я буду благодарна, если вы поделитесь ссылкой на эту статью на своих страничках в соцсети, в своих блогах. Проблема зависимости детей от игр вполне реальна, но чем больше мы будем знать об этом и пытаться вместе искать методы избавления от них, делиться своими наработками, тем эффективнее мы сможем помочь и нашим детям, и другим семьям.

Записи по темам: 

Поделитесь с друзьями!